В 1880 году Чайковский получил заказ на создание музыки, посвященной великой победе русских войск в войне с Наполеоном и приуроченной к 25-й годовщине восшествия на престол императора Александра II.
Император Александр II.
Император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881),
из династии Романовых.
Сам Чайковский далеко не лестно отзывался о своем сочинении: «Будет очень громко и шумно, к тому же я писал без должной любви и энтузиазма, следовательно, в этом произведении не будет ни какой художественной ценности». В то же время композитор доказал, что, обладая истинным профессионализмом, музыкант может выполнить любой заказ, добившись при этом блестящего результата. Несмотря на собственное критическое отношение к увертюре, он написал, возможно, одно из самых известных оркестровых произведений.
Годовщина
Идея создания музыкального сочинения на эту тему родилась у Антона Рубинштейна – музыканта, педагога и основателя Русского музыкального общества в Москве.
А. Г. Рубинштен и его подпись (гравюра, 1889)
Русский композитор, дирижёр, педагог, пианист-виртуоз.
Чайковский приступил к написанию произведения в 1880 году, а в 18882 году на Художественно-промышленной выставке в Москве состоялась премьера, совпавшая также с освящением Храма Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя в Москве. 1881 год.
Храм Христа Спасителя после реконструкции 2011 г.
Несмотря на негативное мнение Чайковского о своем сочинении, увертюра прочно закрепилась в классическом репертуаре и стала одним из самых часто исполняемых произведений.
Торжественная увертюра «1812 год»
Звуки войны
Наполеон был коронован королем Италии 26 мая 1805 года в Милане.
Картина Андреа Аппиани.
Наполеон на перевале Сен-Бернар.
Жак Луи Давид изображает будущего императора ведущим войска в бой — к неминуемому триумфу.
Увертюра описывает вторжение армии Наполеона в Россию и сражение при деревне Бородино под Можайском.
Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения.
А. Шепелюк. 1951 г.
Битва за Москву 7 сентября 1812 года.
Луи Лежен. 1822 г.
В страшной битве обе стороны – и русские, и французы – понесли огромные потери, тем не менее, Наполеону удалось занять Москву. Однако, благодаря храбрости русских войск, великий полководец вынужден был отступить и с позором покинуть Россию.
Французы в 1812 году, пленённые партизанами.
Прянишников. 1874 г.
Триумфальный финал
Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).
Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди Твоя» и две оригинальных темы - тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна.
В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.
Торжественная увертюра «1812 год» исполненная с пушечным огнём. Мельбурн. 2005 г.
Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия он допустил просчет. Ему пришла в голову мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта мелодия в течение всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит ее роли в драматургии целого.
Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» — эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.