Урок музыкального искусства в
5 классе.
Тема:
«Музыкальная живопись и живописная
музыка» (о творчестве М. Чюрлёниса)
Цель: познакомить уч-ся с основными принципами творчества М. Чюрлёниса, сформировать понимание
и уважение к синтезу искусств, расширить кругозор детей.
Коррекционныя цель: развитие
музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия
действительности; к музыке и жизни.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: ПК,
презентация м/м.
Ход:
1. Оргмомент, приветствие.
2. Актуализация (уч-ся воспроизводят по памяти основные
моменты урока по теме «Т. Шевченко и
музыка».
3. Новый материал (презентация «Музыкальная живопись и
живописная музыка»).
3.1.
Вступительное слово.
На
протяжении многих лет люди пытались объединить несколько видов искусств в одно
целое. Примером этого синтеза являются оперные театры, храмы и, конечно, люди,
объединившие в себе таланты к музыке, живописи, поэзии. Сегодня мы познакомимся
с человеком, который открыл новый континент, но не на Земле, а в искусстве. Это
литовец Микалоюс Константинос Чюрлёнис (1875-1911).
Сл.
№1 – 2. Необычность
его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной,
а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.
Я
предлагаю выяснить на уроке кто же он:
художник или композитор?
3.2.
Сл. № 3 – 4. Краткая
биография. Творческая жизнь Чюрлёниса
очень
коротка. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году.
Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. 400
картин.
Сл.
№ 5 Восприятие. Чюрлёнис. Менуэт с видеорядом картин Чюрлёниса.
3.3.
Сл. № 6-7.
Соната (определение, схема)
Чюрлёнис
подарил человечеству живописные сонаты, хотя соната – это музыкальное
произведение, обычно глубокие, значительные по содержанию, состоящие из 3
частей.
3.4.
Восприятие. Сл. №
8-10. Перед нами живописная «Соната моря».
Три
её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия:
«Аллегро»,
«Анданте», «Финал». (Расшифровка
терминов)
На
трёх живописных полотнах запечатлены различные состояния морской стихии. В
живописи Чюрлёниса море является организующим началом пространства: морская
поверхность, морской горизонт, морская глубина связывается со многими другими
элементами содержания. При этом море несёт в себе значение одного из чюрлёнивских
миров, в которых возникает и заканчивается жизнь.
Сл.
№ 8. На первом плавно
вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне. Меня удивляло, почему капельки желтые. Сами литовцы говорят:
«Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
Сл.
№ 9. На втором – застывшая, прозрачная глубина морских вод
с кораблём (утонувшим ли ???). Из глубины к морской поверхности строится эта
композиция. Прежде всего и ближе всего воспринимается рука с корабликом – рука
поддерживающая, предлагающая, оберегающая, - знак доверия и покоя. Печаль
светится двумя светильниками, горящими на поверхности и одновременно уходящих
под воду, на дно.
На
дне – один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом наверху, в
городских строениях горят квадратики окон – деталь, грусть того, что кануло в
бездну вод. Общее построение композиции как ряда волнообразных горизонталей,
тёмных и светлых живописных слоёв наводит на мысль о «регистрах» морского
органа и его полифоническом звучании.
Сл.
№ 10. На третьем – бушующие валы,
которые вот-вот поглотят хрупкие
судёнышки. Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища. Это
своего рода вызов, волны словно окаменели, пена застыла, и получился новый
художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на
человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.
Сл. № 11. Фуга соль минор. Восприятие.
4.
Рефлексия.
·
Какова цветовая
гамма картин «Сонаты моря»? (контраст
различных тонов одного цвета)
·
Какова их
композиция? (трёхмерное пространство)
·
Какова одна из
основных тем искусства Чюрлёниса? (Море –
как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал играет особую
роль в творчестве)
·
Какие
эмоциональные состояния вызывает музыка «Моря»?
·
Какими
оркестровыми красками рисует композитор такие разные состояния морской стихии?
(чередование звучания отдельных
инструментов и всего оркестра - tutti)
·
Какие
эмоциональные состояния вызывает музыка
и картина «Фуга»?
·
Определение
профессии М Чюрлёниса кто же он: художник или композитор? - он одновременно и художник музыки, и
музыкант живописи.
5.
Вывод. Сл. № 12. Искусство всегда раскрывает перед слушателями,
зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии. Главное – стремиться
понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они
открывают.
Любой
счастливой мысли появленье
И
дерзость строк, пришедших неспроста, -
Всё
возникало с чувства удивленья,
Всё
начиналось с чистого листа.
У пульта,
за роялем, на арене,
Над
глиной, на подмостках, у холста –
Да
что искусство – мира сотворенье –
Всё
начиналось с чистого листа.
(М. Матусовский)
6. Подведение итогов урока. Творческое д/з.
Источник: http://depositfiles.com/files/qeykf5okx |