Суббота, 20.04.2024, 15:39

Музыкальная фантазия

Наш опрос
Программа, по которой Вы работаете
Всего ответов: 360
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Музыка в школе

Главная » Статьи » Разработки уроков

Музыкальная живопись и живописная музыка. Чюрлёнис.

Урок музыкального искусства в 5 классе.

Тема:  «Музыкальная живопись и живописная музыка» (о творчестве М. Чюрлёниса)

Цель: познакомить уч-ся с основными принципами  творчества М. Чюрлёниса, сформировать понимание и уважение к синтезу искусств, расширить кругозор детей.

Коррекционныя цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности; к музыке и жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ПК, презентация м/м.

 

Ход:

1.     Оргмомент, приветствие.

2.     Актуализация (уч-ся воспроизводят по памяти основные моменты урока  по теме «Т. Шевченко и музыка».

3.     Новый материал (презентация «Музыкальная живопись и живописная музыка»).

3.1.         Вступительное слово.

На протяжении многих лет люди пытались объединить несколько видов искусств в одно целое. Примером этого синтеза являются оперные театры, храмы и, конечно, люди, объединившие в себе таланты к музыке, живописи, поэзии. Сегодня мы познакомимся с человеком, который открыл новый континент, но не на Земле, а в искусстве. Это литовец Микалоюс Константинос Чюрлёнис (1875-1911).

Сл. №1 – 2. Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

Я предлагаю выяснить на уроке кто же он: художник или композитор?

3.2.         Сл. № 3 – 4.  Краткая  биография. Творческая жизнь Чюрлёниса

очень коротка. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году. Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. 400 картин.

Сл. № 5 Восприятие. Чюрлёнис. Менуэт с видеорядом картин Чюрлёниса.

3.3.         Сл. № 6-7. Соната (определение, схема)

Чюрлёнис подарил человечеству живописные сонаты, хотя соната – это музыкальное произведение, обычно глубокие, значительные по содержанию, состоящие из 3 частей.

3.4.         Восприятие. Сл. № 8-10. Перед нами живописная «Соната моря».

Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия:

«Аллегро», «Анданте», «Финал». (Расшифровка терминов)

На трёх живописных полотнах запечатлены различные состояния морской стихии. В живописи Чюрлёниса море является организующим началом пространства: морская поверхность, морской горизонт, морская глубина связывается со многими другими элементами содержания. При этом море несёт в себе значение одного из чюрлёнивских миров, в которых возникает и заканчивается жизнь.

Сл. № 8. На первом плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне. Меня удивляло, почему капельки желтые. Сами литовцы говорят: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

Сл. № 9. На втором – застывшая, прозрачная глубина морских вод с кораблём (утонувшим ли ???). Из глубины к морской поверхности строится эта композиция. Прежде всего и ближе всего воспринимается рука с корабликом – рука поддерживающая, предлагающая, оберегающая, - знак доверия и покоя. Печаль светится двумя светильниками, горящими на поверхности и одновременно уходящих под воду, на дно.

На дне – один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом наверху, в городских строениях горят квадратики окон – деталь, грусть того, что кануло в бездну вод. Общее построение композиции как ряда волнообразных горизонталей, тёмных и светлых живописных слоёв наводит на мысль о «регистрах» морского органа и его полифоническом звучании.

 

Сл. № 10. На третьем – бушующие валы, которые вот-вот  поглотят хрупкие судёнышки. Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища. Это своего рода вызов, волны словно окаменели, пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.

Сл. № 11. Фуга соль минор. Восприятие.

4.     Рефлексия.

·        Какова цветовая гамма картин «Сонаты моря»? (контраст различных тонов одного цвета)

·        Какова их композиция? (трёхмерное пространство)

·        Какова одна из основных тем искусства Чюрлёниса? (Море – как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал играет особую роль в творчестве)

·        Какие эмоциональные состояния вызывает музыка «Моря»?

·        Какими оркестровыми красками рисует композитор такие разные состояния морской стихии? (чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра - tutti)

·        Какие эмоциональные состояния вызывает музыка  и картина «Фуга»?

·        Определение профессии М Чюрлёниса кто же он: художник или композитор?  - он одновременно и художник музыки, и музыкант живописи.

5.     Вывод. Сл. № 12. Искусство  всегда раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии. Главное – стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Любой счастливой мысли появленье

И дерзость строк, пришедших неспроста, -

Всё возникало с чувства удивленья,

Всё начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста –

Да что искусство – мира сотворенье –

Всё начиналось с чистого листа.

(М. Матусовский)

6. Подведение итогов урока. Творческое д/з.



Источник: http://depositfiles.com/files/qeykf5okx
Категория: Разработки уроков | Добавил: K-IRA (29.12.2012)
Просмотров: 6244 | Теги: музыкальная живопись, Чюрлёнис, урок музыки, живописная музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]