На следующий день мальчик заболел. Доктор прописал ему лечение и велел лежать.
— Где же ты простыл, сынок? — расстроилась мама.
— Я провожал нотки в плаванье и промок под дождиком, — объяснил мальчик.
Мама вздохнула, но не стала сердиться. Она напоила сына целебным отваром и спела ему тихо колыбельную песенку. Глазки мальчика закрылись.
— Спи, сынок. Сон — лучшее лекарство, — ласково сказала мама и вышла из комнаты.
Нотки притихли на своих местах.
— Надо помочь мальчику быстрее выздороветь, — сказала нота До.
— Вы слышали, мама сказала, что сон — лучшее лекарство, — добавила нота Ре.
— Чтобы мальчик уснул, мама спела ему колыбельную песенку, — напомнила нота Ми.
— Значит, нужно спеть ему колыбельную, когда он проснется, — предложила нота Фа.
— Тогда он снова уснет и быстро выздоровеет, — добавила нота Си.
Нотки стали ждать. Как только мальчик приоткрыл свои пушистые ресницы, они громко и весело запели мамину колыбельную.
Мальчик сначала вздрогнул от неожиданности, а потом засмеялся.
— Я даже не узнал мамину колыбельную в вашем исполнении, — хохотал мальчик.
— Мы что-то спели не так и тебе не хочется спать? — удивились нотки.
— Наоборот, от такой громкой колыбельной весь сон улетел. Мама пела эту колыбельную совсем с другим настроением, — с улыбкой объяснил
мальчик. —Это грустная песенка о том, что у мамы болеет сынок и она просит сон вылечить своего сына.
— Что такое настроение? — удивились нотки. — Почему твоя мама грустит?
— Маме грустно, потому что я заболел, — объяснил мальчик. — Настроение бывает разным: грустным и радостным, сердитым и веселым.
— Зачем нужно грустить, если можно веселиться? —удивились нотки.
— Нельзя всегда веселиться, — строго произнес маэстро Скрипичный ключ. — Па Земле живет не только счастье, но и страдание, не только радость, но и грусть. Музыка служит всем чувствам человека. Это еще один закон Музыки. Он называется тембр звука, его окраска.
— Правильно, правильно, — заворковали за окном два откуда-то появившихся голубка.
— Здравствуйте, милые Мажор и Минор. Вас фея Музыки прислала? — спросил маэстро.
— Правильно, правильно, — подтвердили два голубка.
— Мальчик, впусти голубков в комнату, — попросил Скрипичный ключ. — Они помогут ноткам создавать мелодии с разным настроением.
Мальчик открыл окно. Голубки влетели и сели возле нотной тетради. Один из них поклонился.
— Позвольте представиться. Мажор. Обожаю радоваться и порхать, прошу всех бодро мне подпевать. — Голубок так весело захлопал крыльями, что нотки рассмеялись.
— Погоди, братец. Сейчас я ноткам нужнее, — поклонился второй голубок.
— Я Минор, печалиться люблю, песню грустную с вами спою.
Голубок склонил головку и печально заворковал. Нотки тоже загрустили.
— Братец, зачем печалиться, — произнес Мажор. — Лучше, когда песня ладная, веселая да складная. Смех тоже лечит.
— По мамина колыбельная — печальная песня, — прошептал Минор.
— Тише, мальчик снова уснул, — остановил братьев Скрипичный ключ. — Не спорьте, вы оба нам пригодитесь.
Вопросы и задания
• Почему у колыбельных песен грустные и нежные мелодии?
• Нарисуйте, как два голубка — Мажор и Минор, свили себе гнездышко на нотной строчке.
• Перечислите все, что любят делать Мажор и Минор.
• Кто вам ближе по характеру из них двоих?
• В какую погоду у вас мажорное или, наоборот, минорное настроение?
• Для каких музыкальных произведений наиболее характерен Мажор, а для каких — его братец Минор?
|